Интервью начальника регионального департамента Владимира Ерещенко для агентства Россия сегодня к выставке ЛИМА-2015
17.03.2015 Интервью

Интервью начальника регионального департамента ОАО «Рособоронэкспорт» Владимира Ерещенко для агентства «Россия сегодня» к выставке LIMA-2015 (Малайзия, 17 по 21 марта)

Насколько перспективен для «Рособоронэкспорта» Азиатско-Тихоокеанский регион?

На Азиатско-Тихоокеанский регион традиционно приходится почти половина всех поставок по линии «Рособоронэкспорта». Учитывая растущий экономический потенциал, интерес к укреплению «мышц» у стран региона для повышения обороноспособности, безусловно, будет только расти. И главная тенденция – это, конечно, ставка на развитие собственной оборонной промышленности, активное применение оффсетных программ. Мы готовы к такому сценарию, более того – имеем большой опыт в организации крупных совместных и лицензионных производств, передачи технологий и реализации действительно уникальных проектов. В частности, в интересах Малайзии еще в 2007 году мы успешно выполнили большое оффсетное соглашение на поставку истребителей Су-30МКМ, которое в том числе включало отправку первого малайзийского космонавта на Международную космическую станцию.

«Рособоронэкспорт» всегда подчеркивает, что одной из его приоритетных целей остается расширение географии поставок. К каким государствам региона это относится?

В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть целый ряд государств, с которыми сотрудничество только начинается. В частности, мы хотели бы открыть для себя рынки Филиппин и Брунея, расширить взаимодействие с Таиландом, активизировать контакты с Южной Кореей. Все эти страны традиционно ориентировались на западных производителей. Однако времена меняются, появляются окна возможностей, которыми мы обязательно воспользуемся. Кроме того, достаточно динамично развиваются отношения с Непалом. Сейчас там летают два поставленных нами вертолета Ми-17. Ведем переговоры о дополнительной закупке вертолетов для МВД и вооруженных сил. Объем этих контрактов небольшой, но они очень важны с точки зрения укрепления наших позиций в регионе в целом. Также отмечу расширение сотрудничества со Шри-Ланкой и Бангладеш. Со Шри-Ланкой в настоящее время ведутся консультации по организации сервисного центра по обслуживанию вертолетной техники и вопросам ремонта БТР и БМП. Что касается Бангладеш, то мы выполняем крупный пакет контрактов по поставке авиационной и бронетанковой техники.

Какие контракты «Рособоронэкспорт» сегодня выполняет в интересах Малайзии?

Сейчас осуществляется послепродажное обслуживание истребителей Су-30МКМ, включающее поставку необходимых запасных частей и оказание услуг по ремонту самолетов, также идет поставка авиационных средств поражения. Пока это основное. Но мы рассчитываем на активизацию сотрудничества и проводим соответствующую маркетинговую политику. В этом году в Малайзии должен быть утвержден очередной пятилетний план по развитию национальных вооруженных сил, начиная с 2016 года. После этого можно будет говорить уже более предметно.

Заключены ли контракты на поставку Малайзии дополнительных партий ПЗРК «Игла» и ПТРК «Метис»? Если нет, то когда они могут быть заключены? Сколько комплексов может быть поставлено?

К российскому ПЗРК интерес есть, но, конечно, к уже более современной версии «Игла-С». В противотанковых ракетных комплексах потребность также имеется, хотя соответствующий тендер пока не объявлялся. Здесь у нас есть возможность предложить сразу несколько комплексов – это может быть и «Метис-М1», и «Корнет-Э» и новейший «Корнет-ЭМ». Все будет зависеть от требований заказчика.

Ведутся ли переговоры о поставках ЗРК «Бук-М2Э» и ЗРПК «Панцирь-С1», других видов ВВТ?

Пожалуй, российские средства ПВО – одна из наиболее перспективных тем в сфере ВТС с Малайзией. Переговоров о поставках сейчас нет, но к российским средствам ПВО интерес здесь, действительно, очень большой – и к «Игла-С», и к «Панцирь-С1», и к «Бук-М2Э». Поэтому нами ведется маркетинговая работа по их продвижению на малайзийский рынок. В частности, в ходе выставки LIMA будут проводиться соответствующие презентации для военно-политического руководства этой страны.

Ранее появлялась информация о том, что Малайзия интересуется патрульными катерами «Мираж», «Соболь» и «Мангуст». Когда может быть подписан контракт и какие образцы вы бы еще отметили?

Интерес к патрульным катерам, как и к предлагаемой нами системе прибрежного контроля, сохраняется. Вопрос охраны морских рубежей для Малайзии один из первостепенных. Особенно учитывая тот факт, что проблема пиратства в Малаккском проливе по-прежнему стоит достаточно остро. По этим темам мы тоже будем общаться с нашими малазийскими партнерами в ходе выставки.

Если говорить о другой технике, то я бы выделил вертолеты типа Ми-17. Сейчас в Малайзии успешно эксплуатируется 4 вертолета этого семейства в «гражданской» версии, которые выполняют противопожарные задачи. Мы уверены, что малазийским военным будут интересны и военно-транспортные версии этих вертолетов также могут быть интересны.

Какие виды российского вооружения и военной техники могут быть поставлены в ближайшее время Индонезии?

Выставка Indo Defence, которая прошла в Джакарте в ноябре прошлого года, подтвердила большую заинтересованность наших индонезийских партнеров в широкой номенклатуре российской авиационной, военно-морской, бронетанковой техники и средств ПВО. Сейчас в Индонезии формируется военный бюджет на ближайшие пять лет. Мы находимся, я бы сказал, в режиме ожидания. Но это временное явление. По крайней мере «Рособоронэкспорт» предпринимает сейчас максимум усилий для укрепления позиций России на индонезийском рынке.

Ведутся ли переговоры с Индонезией по закупке российских подводных лодок? Посещала ли индонезийская делегация Россию для изучения производства кораблей?

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 по-прежнему остаются в зоне внимания индонезийских моряков. Это очень успешный проект, с технологической точки зрения полностью отработанный и отвечающий всем современным требованиям. Мы ожидаем визита индонезийской делегации в ближайшее время – соответствующее приглашение уже было направлено. Уверен, что производство впечатлит наших партнеров. Лучше слов всегда ведь говорят факты – просто посмотрите, какими темпами наши судостроители передают заказчикам лодки этого проекта.

Когда будет создан единый центр по обслуживанию российских самолетов и вертолетов в Индонезии?

Повестка сегодня несколько иная: стоит вопрос создания специального сервисного центра для истребителей марки «Су», а также улучшение послепродажного обслуживания вертолетной техники. Сейчас мы готовим свои предложения и в ближайшее время планируем начать переговоры по этой теме.

Участвует ли РФ в тендере на поставку ВВС Филиппин 6 учебно-боевых самолетов? Как Вы оцениваете перспективы в этом тендере российского Як-130? Когда могут быть объявлены результаты тендера?

Нет, Россия в этом тендере не участвует. Проект по поставке учебных самолетов для ВВС Филиппин уже реализуется с другим поставщиком. Вместе с тем, мы очень высоко оцениваем перспективы Як-130 в Азиатско-тихоокеанском регионе. Заключен контракт на поставку этих машин с Бангладеш. Кроме того совместно с предприятием-производителем мы продолжаем активно продвигать Як-130 в Малайзии, Индонезии, Шри-Ланке.

А есть ли вообще перспективы развития ВТС с Филиппинами?

Филиппины всегда ориентировались на западных производителей, очень сильные позиции на этом рынке у тех же американцев. Однако уверен, что нам по силам занять здесь свою нишу. Быстро это сделать, конечно, не получится, но мы предпринимаем для этого все необходимые усилия. В частности, некоторые перспективы есть по продвижению комплексов «Игла-С», специальных технических средств, средств индивидуальной защиты.

На протяжении достаточно длительного времени «Рособоронэкспорт» занимается продвижением самолета-амфибии Бе-200. В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть какие-то подвижки по этой теме?

Несмотря на то, что Бе-200 является уникальным самолетом, по многим параметрам не имеющим себе равных, все равно для его продвижения требуется достаточно много времени. Надо понимать, что потребность в таких самолетах есть далеко не у всех стран. Однако мы продолжаем его продвижение в регионе, так как в приобретении Бе-200 могут быть заинтересованы, прежде всего, государства с протяженными морскими границами. Им интересуются, например, в Индонезии. К слову, совсем недавно Бе-200 МЧС России продемонстрировал свои возможности в ходе операции по поиску обломков самолета индонезийской компании Air Asia. Обследование акватории проходило в очень сложных погодных условиях – работа шла фактически без ориентиров. Однако все поставленные задачи российские спасатели выполнили. В этом есть несомненная заслуга и техники.

Какова перспектива заключения контракта с Индией на строительство для индийского флота дополнительных фрегатов проекта 11356?

Мы передали индийской стороне предложения по строительству на местных верфях дополнительных фрегатов проекта 11356 с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении заказчика. В ближайшее время по данной теме планируется проведение технических переговоров. Фрегаты проекта 11356 хорошо зарекомендовали себя в индийских ВМС, потребность в кораблях данного класса есть, поэтому строительство дополнительной серии в Индии будет совершенно логичным шагом.



Фото